Толстый язык у ребенка логопед
Стертая форма дизартрии – как лечить
Многие дети с грубым нарушением звукопроизношения выглядят вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.
В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.
Признаки стертой дизартрии
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.
У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.
Помощь ребенку со стертой формой дизартрии
Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.
Логопедический массаж
При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:
Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.
Для расслабления губ используем следующие упражнения:
Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».
Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка. Если напряжена спинка языка, обязательно делать обкол горки корня языка зондом № 1 («Иголочка») в разных направлениях: от одного бокового края к другому, зигзагообразными движениями от корня к кончику языка и обратно. А также обкол с прокачиванием. Зондом № 6 («Топорик) производим похлапывающие движения по центру языка от корня к кончику – эффект расслабления. Зондом № 2 («Восьмерка») производим обкол участков языка с повышенным тонусом, а также зондом № 5 («Малые саночки») прокачиваем проблемную напряженную зону спинки языка по направлению от корня к кончику.
Коррекционно-педагогическая работа
На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.
– Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.
– Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.
– «Почистим зубки» – проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.
– «Маляр» – проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.
– При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.
Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.
Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.
Логопедическая консультация. «Покажите язычок»
Татьяна Горбунова
Логопедическая консультация. «Покажите язычок»
Покажите язычок!
Иногда для правильного развития речи малышу может понадобиться совет специалиста, а еще массаж и артикуляционная гимнастика.
Незнающие люди думают, что раз язык у человека без костей им можно болтать без умолку хоть целый день…. На самом деле это не так. Ведь язык, как и любой другой орган, выполняет множество различных функций. А самые важные из них – воспринимать вкус и производить звуки.
К сожалению, существуют довольно серьезные заболевания нервной системы (энцефалопатия, детский церебральный паралич, менингит, энцефалит, которые могут влиять на работу отдельных органов, в том числе и языка. Помимо того, иногда он становится вялым и бледным из-за того, что недостаточно снабжается кровью. Не назовешь нормальной такую ситуацию, когда кровь в языке застаивается – это заметно по его синюшному цвету.
Родителям невозможно решить эту проблему самостоятельно. Поэтому надо поспешить обратиться к врачам, специалистом.
Кроме того, в самом строении языка встречаются особенности, которые мешают маленькому человеку правильно произносить звуки. Что же это за особенности?
Язычок – старичок.
Иногда поверхность языка бывает вся в глубоких бороздках и морщинках. Ребенок от этого нередко ощущает болезненную сухость во рту. При каждой попытке, произнести какой либо звук он испытывает дополнительные неудобства и поэтому становиться замкнутым и превращается в настоящего буку и молчуна. Подобная особенность языка часто связана с нарушениями в эндокринной системе. Поэтому ребенка необходимо показать к опытному специалисту – эндокринологу.
Рыхлый, как вата.
Встречаются аномалии, когда язык вообще лишен подъязычной уздечки. Как правило, он выглядит рыхлым, желеобразным. При этом язык трудно заставить принять нужное положение, чтобы произнести тот или иной звук. Наконец, когда это удается сделать, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию.
Все это может привести к тому, что человек останется косноязычным на всю жизнь. О такой речи обычно говорят «словно каша во рту».
Массаж и артикуляционная гимнастика способны преобразить рыхлый язык. И чем раньше этим заняться, тем успешнее в дальнейшем пройдет речевое развитие ребенка.
Логопедам все чаще приходиться сталкиваться с такой проблемой, так называемого географического языка. Его поверхность покрыта разводами белого, бурого и розового цвета, что очень напоминает очертание материков на карте (отсюда и название). При этом поверхность языка выглядит блестящей, словно отполированной, на ней мало вкусовых сосочков. Чувствительность такого языка недостаточна, а подвижность существенно ограничена.
Маленький язычок.
Ребенок может родиться со слишком маленьким язычком. Специалисты называют это явление микроглоссией. В подобной ситуации, помимо проблем с кормлением (у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, такая аномалия в будущем может помешать маленькому человечку, нормально произносить звуки.
Чтобы не допустить этого, с ребенком необходимо провести курс специального массажа. Целесообразно как можно раньше начать занятия артикуляционной гимнастикой. Однако, прежде всего следует проконсультироваться у двух специалистов: хирурга – стоматолога и учителя – логопеда. В особенно сложных случаях приходиться прибегать к помощи пластического хирурга.
Язычок – великан.
Другая крайность – большой, или, как говорят логопеды, массивный язык. Порой он не умещается в полости рта, буквально вываливаясь наружу. При произнесении большинства звуков язык как бы застревает между верхним и нижним рядом зубов. Речь ребенка с таким недостатком производит на окружающих неприятное впечатление, а у малыша со временем могут появиться проблемы психологического характера.
Конечно, ребенка можно научить прятать язык за зубы. Процесс этот длительный и требующий от малыша значительных усилий. Чтобы ускорить этот процесс, специалисты советуют использовать массаж и артикуляционную гимнастику.
Слишком большой язык, с гипертрофированной мышечной массой, скорее всего, потребует вмешательства пластического хирурга.
Под языком можно увидеть пленку, которая как бы соединяет нижнюю поверхность языка с дном ротовой полости. Эту связку называют также подъязычной уздечкой. У одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может поднять язык вверх.
Подобная аномалия в строении языка заметно тормозит появление звуков. Некоторые из их малыш так и не сможет произносить, другие же приобретут в его устах странное звучание.
Очень редко, можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже добавляет крохе массу неудобств.
Часто исправить положение помогает операция на подъязычной уздечке.
Если вы обнаружили у ребенка одну из этих особенностей строения языка, не теряйте времени, обратитесь к специалистам, которые знают, что делать в
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. -М.:АТС,2006.
2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. -М. ,1958
3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Волковой Л. С. -5-еизд. ,перераб. и доп. -М.:ВЛАДОС, 2004.-704с. ил.
4. Понятийно – терминологический словарь логопеда/Под. ред В. И. Селиверстова,-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-400с.
5. Правдина О. В. Логопедия. -М.: Просвещение,1973.-272с.
Учитель – логопед Горбунова Татьяна Николаевна.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Иголочка» Артикуляционная гимнастика малышам. Часто родители задаются вопросом: “Зачем нашему малышу выполнять артикуляционную гимнастику, ведь он.
Артикуляционная сказка. Сказка про язычка Артикуляционная сказка. Сказка про язычка. Жил-был язычок. Вот он какой. (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА) (ПОКАЗАЛСЯ. СПРЯТАЛСЯ) Однажды язычок.
Макроглоссия ( Глоссоцеле , Лопатообразный язык , Мегалоглоссия )
Макроглоссия – врожденное или приобретенное увеличение языка. Гипертрофия может быть диффузной либо частичной. Язык массивный, толстый, часто выступает наружу. При выраженной макроглоссии случаются эпизоды ночного апноэ, нарушаются функции глотания и речи. Обследование включает осмотр с определением размеров нижней челюсти, вспомогательные эхографические и рентгеновские исследования. При симптоматической форме проводят медикаментозное лечение основного заболевания. Для уменьшения языка показано его клиновидное иссечение. При макроглоссии дизонтогенетического происхождения выполняют склерозирующую терапию.
МКБ-10
Общие сведения
Макроглоссия (глоссоцеле, широкий, лопатообразный язык, мегалоглоссия) – патологическое увеличение или утолщение всего языка либо отдельных его частей (кончика, спинки, боковых поверхностей). Среди всех заболеваний языка макроглоссию выявляют в 15% случаев. При патологиях эндокринной системы распространенность гипертрофии достигает 33%. Отрицательная корреляционная связь зафиксирована между глоссоцеле и Лор-патологией. Половозрастные, географические характеристики заболеваемости не зарегистрированы.
Причины макроглоссии
Врожденные дефекты
Глоссоцеле бывает врожденным или приобретенным. Основные причины истинной врожденной макроглоссии ‒ наследственные болезни, опухоли дизонтогенетической природы. Идиопатическая мышечная мегалоглоссия неизвестной этиологии у плода встречается редко. Причинами врожденной макроглоссии могут служить:
- Генетические синдромы. Гипертрофия языка ‒ один из характерных признаков синдромов Дауна, Симпсона-Голаби-Бемеля, Беквита-Видемана. Выявление у плода мегалоглоссии может свидетельствовать о мукополисахаридозе. При синдроме Помпе глоссоцеле наблюдается в 65% случаев.
- Врожденные опухоли. Макроглоссия у плода может развиться при опухоли дизонтогенетического генеза – лимфангиоме. Гипертрофия языка происходит за счет повышенной пролиферации лимфатических сосудов.
- Врожденный гипотиреоз. Отсутствие или недоразвитие щитовидной железы плода приводит к врожденному гипотиреозу с дефицитом или аномальной продукцией тиреоидных гормонов. У младенцев с гипотиреозом диагностируют широкий «распластанный» язык.
Факторы риска формирования макроглоссии плода:
- наличие в семье случаев рождения ребенка с генетической патологией;
- возраст матери старше 35 лет;
- дефицит йода во время беременности;
- токсическое воздействие на плод свинца.
Приобретенные причины
Патология развивается после рождения ребенка, не ассоциирована с генными мутациями или агрессивным влиянием на плод внешних факторов в период внутриутробного развития. К основным причинам приобретенной макроглоссии относят:
- Травмы. Повреждения языка – причина временной макроглоссии. Увеличение органа происходит вследствие кровоизлияния в мышечную ткань, посттравматического отека.
- Эндокринопатии. С мегалоглоссией протекают акромегалия, микседема. На фоне гиперпродукции гормона роста при акромегалии наблюдается гипертрофия мышечной ткани. При микседеме развивается отечная мегалоглоссия.
- Амилоидоз. Характеризуется поражением мыщц языка вследствие отложения в тканях патологического белка. Выраженные гипертрофические изменения диагностируют у каждого пятого больного.
- Хронические инфекционные заболевания. К этой группе относят туберкулез и третичный сифилис. Глоссоцеле также может сигнализировать о грибковых заболеваниях ‒ актиномикозе и бластомикозе.
- Новообразования. Развитие макроглоссии связано с инфильтрацией мышечной ткани опухолевыми клетками. При осмотре выявляют очаговую мегалоглоссию с локализацией, соответствующей зоне поражения.
- Ангионевротический отек. Причина макроглоссии – острая аллергическая реакция. После купирования приступа аллергии отечность языка спадает.
Патогенез
Вследствие генных мутаций при наследственных болезнях Беквита-Видемана, Симпсона-Голаби-Бемеля усиливается пролиферация клеток, катализируются факторы роста. Это приводит к развитию у плода гигантизма и макроглоссии. При мукополисахаридозе вследствие дефицита лизосомальных ферментов нарушается катаболизм гликозаминогликанов. Депонирование последних в мышечной ткани плода – причина макроглоссии.
Мегалоглоссию при лимфангиоме рассматривают как порок развития лимфатических сосудов плода в период эмбриогенеза. При гипотиреозе избыточное накопление глюкозаминогликанов приводит к муцинозному отеку, отеку дермы и подкожно-жировой клетчатки.
Акромегалия протекает с гиперпродукцией гормонов гипофиза. Наличие новообразования – аденомы гипофиза – способствует повышению уровня соматотропина, который отвечает за рост и увеличение в размерах мягких тканей. Изменения при амилоидозе обусловлены внеклеточным отложением нерастворимых патологических фибриллярных белков.
Классификация
По времени и причинам развития различают врожденную и приобретенную макроглоссию. Также в стоматологии выделяют истинную и ложную (относительную) мегалоглоссию.
- Истинная форма характеризуется объективным увеличением размеров языка.
- Ложное глоссоцеле выявляют при уменьшении ротовой полости, отсутствии резцов нижней челюсти или вследствие инфильтрации опухолевыми клетками дна полости рта.
В зависимости от степени вовлечения мышечной ткани языка в патологический процесс выделяют 2 формы:
- Диффузная – характеризуется равномерной гипертрофией всего органа. Встречается чаще у детей с генетическими болезнями, при расстройствах эндокринной системы, вследствие острой аллергической реакции.
- Парциальная – сопровождается очаговым утолщением кончика, корня или спинки, а также асимметрией языка. Травмы, специфические инфекционные заболевания, опухоли – причины парциальной макроглоссии.
Симптомы макроглоссии
Врожденная макроглоссия
У новорожденного ребенка с глоссоцеле массивный язык не помещается в ротовой полости, постоянно высунут наружу, рот приоткрыт. По бокам в участке моляров видны следы зубов, отмечается слюнотечение. Гипертрофия органа носит диффузный характер. У новорожденных мегалоглоссия затрудняет грудное вскармливание. В дальнейшем возникают проблемы с жеванием, артикуляцией, развиваются зубочелюстные деформации. Другие сопутствующие симптомы зависят от основной патологии.
При генетически детерминированных заболеваниях Симпсона-Голаби-Бемеля и Беквита-Видемана у детей нарушено глотание, затруднено дыхание. С прорезыванием зубов формируется мезиальный прикус. Для синдрома Дауна характерен увеличенный складчатый «географический язык».
При диффузной лимфангиоме язык увеличен, имеет колбообразное утолщение переднего участка, отпечатки зубов. На слизистой оболочке видны множественные пузырьки. Рот у больного ребенка приоткрыт. Формируется открытый прикус с чрезмерным развитием нижней челюсти и подбородочного отдела.
Приобретенная макроглоссия
Приобретенная форма макроглоссии развивается в течение жизни на фоне другого заболевания или травмы. У больных акромегалией нижняя челюсть выдвинута вперед, из-за больших размеров язык выпячивается из полости рта. На спинке присутствует гипертрофия сосочков, также могут быть борозды, складки.
Бластомикоз протекает с образованием узлов в толще слизистой. За счет воспалительного инфильтрата язык при актиномикозе выглядит синюшным и «деревянистым». Для третичного сифилиса характерен увеличенный и уплотненный язык с дальнейшим рубцеванием.
Макроглоссия при туберкулезе развивается медленно. Гипертрофии предшествует образование в толще мышечной ткани туберкулезного узла. Воспалительная реакция отсутствует. Пациенты не предъявляют жалоб на болезненность. При амилоидозной макроглоссии язык плотный, сосочки сглажены, консистенция восковидная. Размеры могут быть увеличены в 2 раза. На боковых поверхностях выявляют отпечатки зубов.
Осложнения
У новорожденного с мегалоглоссией может наблюдаться ночное апноэ – состояние, сопровождающееся кратковременной остановкой дыхания. Нарушается артикуляция, часто диагностируется дисфагия – расстройство глотания. Чрезмерное давление языка на передние зубы – причина формирования у ребенка патологического прикуса.
При клиническом осмотре выявляют прогению (массивная нижняя челюсть выступает вперед) с отсутствием окклюзионного контакта между передними, а иногда и боковыми зубами верхней и нижней челюстей. Поскольку рот у больных постоянно приоткрыт, наблюдается сухость слизистой губ с последующим образованием трещин. Присоединение вторичной инфекции ведет к развитию воспаления.
Диагностика
Так как макроглоссия в подавляющем большинстве случаев имеет симптоматический характер, необходимо комплексное обследование. Во время клинического осмотра оценивают форму, размеры языка. Чтобы дифференцировать истинную патологию от ложной, определяют размеры нижней челюсти. Ребенка обследуют педиатр, челюстно-лицевой хирург, генетик. Дополнительные методы:
- Ультразвуковая диагностика. УЗИ при беременности позволяет выявить макроглоссию у плода еще внутриутробно. После рождения для исключения гипотиреоза ребенку назначают УЗИ щитовидной железы. При наличии пальпируемых образований в толще органа выполняют УЗИ языка.
- Рентгенологическая диагностика. Обзорную рентгенографию лицевого и мозгового черепа применяют для подтверждения наследственной патологии. Эзофагографию – контрастную рентгенографию пищевода – выполняют с целью анализа функции глотания.
- МРТ и КТ полости рта. МРТ проводят при подозрении на неопластический процесс. КТ языка назначают в ургентных ситуациях маленьким детям с выраженной глотательной дисфункцией, нарушением дыхания.
- Лабораторные исследования. Анализ крови на уровень гормонов помогает исключить у ребенка эндокринную патологию. Неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз позволяет выявить патологию у младенцев. Специфические лабораторные тесты предназначены для диагностики хронического инфекционного заболевания (туберкулеза, сифилиса).
Лечение макроглоссии
Консервативная терапия
Консервативное лечение эффективно при выявлении у ребенка транзиторной макроглоссии. Если мегаглоссия развилась вследствие эндокринной дис- или гиперфункции, специфических воспалительных болезней (сифилиса, туберкулеза), показано медикаментозное лечение основной патологии. Пациентам с глосситом вследствие присоединения вторичной инфекции назначают антисептические полоскания, противовоспалительные средства местного действия, антибиотики. В случае выявления кандидозной инфекции применяют противогрибковые препараты.
Хирургическое лечение
Наличие у ребенка ночного апноэ, нарушения глотания, расстройства артикуляции – прямые показания к хирургическому вмешательству. При истинной гипертрофии выполняют клиновидное иссечение части языка. У пациентов с изолированной формой патологии неизвестной этиологии прибегают к перевязке язычной артерии. Ограничение кровоснабжение частично приостанавливает гипертрофию органа, но использование данной методики является спорным вопросом.
При диффузной опухоли – лимфангиоме – применяют склерозирующую терапию с 2-3 кратным введением 2 мл 70 % этилового спирта. Иногда назначают короткофокусную лучевую терапию.
В послеоперационном периоде проводятся контроль степени отека, мониторинг дыхания с оценкой сердечной деятельности. Чтобы избежать инфицирования раневой поверхности, назначают антибиотики. В ходе реабилитации с ребенком работает логопед. Также показаны консультации сомнолога, ортодонта.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от этиологии. Корректное лечение сопутствующей патологии в сочетании с хирургической пластикой дает удовлетворительные результаты. Уже в течение первых 3-4 месяцев после оперативного вмешательства восстанавливаются внешнее дыхание и глотание, улучшается четкость речи. Специфических мер первичной профилактики макроглоссии не разработано. В основе вторичной профилактики – соблюдение базовых правил гигиены ротовой полости.
Макроглоссия (увеличенный язык) у ребенка: симптомы, причины и лечение
Увеличенный язык ребенка в медицине называется «макроглоссия» Это заболевание связано со структурными нарушения как на поверхности, так и внутри языка. Наблюдать очень большой в размерах язык можно в основном у детей, на взрослых макроглоссия приходится с частотой 1–2%.
Диагноз макроглоссия врач может поставить как в том случае, если язык полностью увеличен, так и в том, если разбухли его отдельные части — спинка, кончик, боковая сторона.
Макроглоссия языка может врожденным и приобретенным заболеванием
Из-за чего возникает заболевание
Врачи делят этимологию заболевания на две категории: врожденную и приобретенную.
Врожденная форма развивается при внутриутробном нарушении развития плода. На аномалиях в ребенка в утробе матери могут сказаться разные факторы, поэтому единственной причины установить не удалось.
Научное определение макроглоссии
Макроглоссия развивается самостоятельно на фоне:
- синдрома Дауна;
- открытом или неправильном прикусе;
- туберкулезе;
- нарушение гормонального фона, а также сифилиса;
- инфекционных заболеваний, которые затрагивают язык;
- нарушенном кровообращении или кровоизлияниях в ротовой полости;
- абсцесс язык — отмираний его тканей; разных форм глоссита (катаральный, кандидозный) — увеличения сосков языка;
- ушибов и травм, опухолей, кисты, которые влияют на кровеносную систему языка и окружных тканей, а также лимфатические узлы;
- при скоплении гноя в ротовой полости — под или над языком; а также если мышцы языка очень большие — аномальное развитие;
- акромегалии; микседемы; синдрома острой аллергической реакции;
- актиномикозного поражения языка.
Синдром Дауна часто сопровождается увеличенными языком разной степени
Глоссит как фактор способствующий увеличению органа ротовой полости, может быть спровоцирован:
- обилием вредных бактерий — вирусов, находящихся на языке;
- обжиганием горячей едой/напитками, неправильным питанием, чрезмерным увлечением сладким;
- плохим уходом за зубами, неправильно подобранным бальзамом ополаскивателем;
- травмами, порезами, химическими ожогами тканей языка.
Как определить наличие макроглоссита
Врачи разделяют макроглоссита на два вида: ложный, истинный. Ложный связан с аномальным развитием челюсти. Узкая, впавшая челюсть не свидетельствует о настоящем макроглоссите, и является результатом аномального развития костной ткани.
При истинном макроглоссите язык великоватый, его размеры превышают норму в 1,5–3 раза.
А также наблюдаются другие признаки:
- рот не закрывается, мышечный орган высунут наружу;
- повышенное слюноотделение, капают слюни;
- кожа в области рта, подбородка раздражена;
- на языке видны отметины от зубов;
- толстый язык покрыт эрозиями, язвами вместе с внутренней поверхностью щек;
- неправильный прикус;
- затрудненное дыхание;
- трудно жевать и глотать пищу;
- из-за очень большого языка больному сложно говорить, трудно понимать его речь.
Известный случай макроглоссии — язык у женщины рос всю жизнь
Диагностика ребенка
Плановое УЗИ каждой беременной помогает выявить недуг на третьем триместре. У врачей есть специальный нормативный лист, в котором прописаны размеры каждого органа, которые можно считать нормой.
Для уточнения диагноза специалисту может потребоваться сделать УЗИ диагностику несколько раз.
Ребенок с макроглоссией часто отстает в развитии
Родившийся ребенок с диагнозом «макроглоссия» должен пройти много врачей, а именно:
- инфекциониста;
- эндокринолога;
- отоларинголога;
- специалиста по генетическим вопросам — генетика.
Только после планового обследования (инструментального, биохимического), заключения всех вышеперечисленных врачей, может составляться схема лечения.
Неравномерное увеличение тканей языка из-за травмирования зубами
Почему важно диагностировать макроглоссию на раннем сроке: последствия
Некоторые люди несерьезно относятся к патологии. Хотя макроглоссия очень сильно сказывается на качестве жизни, становиться причиной целого комплекса заболеваний.
Ребенок с макроглоссией является изгоем, ассоциативным. Из-за невнятной речи, внешнего дефекта, ему сложно найти понимание в своем окружении. В большинстве случаев, дети будут избегать ребенка, издающего странные звуки вместо слов.
Разрастание тканей языка как вторичное заболевание
На фоне сложившейся ситуации у ребенка начинают развиваться комплексы, он чувствует себя неполноценным, становиться замкнутым.
Патология активизирует и другие недуги:
- Нарушение дыхания. Ребенок обретает привычку дышать через рот.
- Плохая дикция. Ребенку сложно выговаривать слова, а свистящие-шипящие буквы вообще почти не выговариваются.
- Зубы искривляются, появляются заболевания полости рта.
- Из-за того, что ребенок не в силах нормально пережевывать пищу, нарушается работа пищеварительного тракта, что приводит к гастриту, язвам, колиту.
- Мышечный орган постоянно сохнет, покрывается язвами, болит.
- Как проводится медикаментозное лечение
При выборе типа лечения большое внимание уделяется этимологии, форме заболевания.
Если макроглоссит вызван вторичным заболеванием, тогда основная задача устранить источник.
Отпечатки зубов при увеличении размеров языка
Какие виды препаратов участвуют в схеме лечения:
- антибиотики, как таблетками, так и инъекциями;
- антисептические средства;
- противовоспалительные средства — ополаскиватели.
Наряду с лечением основного недуга, медикаменты оказывают положительное воздействие на полость рта — мышечный орган постепенно уменьшается.
Хирургическое вмешательство при макроглоссите
Если язык выходит за пределы ротовой полости, а препараты не дают нужного результата — требуется оперативное вмешательство.
Показаниями для проведения операции могут быть:
- проблемы с дыханием, пациент испытывает дискомфорт от нехватки кислорода;
- жевание и глотание происходит либо с большими усилиями, либо невозможно;
- внешность сильно искажена;
- прикус открыт из-за чего местное лечение не может проводиться;
- обилие слюны;
- проблемы с речью не поддаются лечению у логопеда.
Операция по уменьшению языка — самый эффективный метод лечения
Главная задача во время операции — возвращение языку нормальных форм и размеров. В большинстве случаев задача выполняется за счет удаления клиновидной части языка. Функционально значимая часть иссекается под общим наркозом, язык приобретает нормальные размеры, его работоспособность не нарушается.
Аллергическая макроглоссия — отекание языка
Если у ребенка открытый прикус, ему ставят протез, который не дает языку выпадать наружу.
Если макроглоссия имеет врожденную форму, ребенку в раннем возрасте оперативным путем перевязывают артерии языка. Такой подход помогает замедлить аномальный рост в размерах.
Увеличение языка при тиреозе — заболевании щитовидной железы
При своевременном обращении к врачу шанс положительного исхода максимален.
Когда патология связана с новообразованием, лечение проводится комплексно за счет хирургического вмешательства, химиотерапевтических методов, препаратов, лучевой терапии.
Правильный подход к заболеванию, соблюдение предписаний врача помогут замедлить развитие хронической формы патологии или полностью устранить недуг. Ваш ребенок не будет чувствовать дискомфорта, живя полной жизнью.