Dcnasadovoy.ru

Медицинский портал

8d0f65c8

Гимнастика для исправления прикуса у детей

Функции миогимнастики в ортодонтии

Миогимнастика в ортодонтии занимает очень важное место. Она использовалась в стоматологии с начала 19 века еще до появления брекетов. Однако научное обоснование методике дали чуть более 50 лет назад. Данный способ эффективен в лечении дисфункции жевательных, мимических мышц и височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС). Специальные упражнения для исправления прикуса очень эффективны для детей. В этой статье мы расскажем вам всё самое важное о миотерапии.

Основополагающие принципы миотерапии

Работа мышц, расположенных в непосредственной близости с зубными рядами, способствует формированию прикуса. Нарушения в функционировании лицевой мускулатуры и ВНЧС приводят к развитию аномалий и необходимости их исправления. Одним из наиболее распространенных способов лечения признана миотерапия.

Суть воздействия методики заключается в тренировке мышц. Для исправления прикуса данный способ может использоваться в ортодонтии по-разному:

  • в качестве самостоятельного лечения;
  • в составе комплексной терапии;
  • как подготовка перед ортодонтической коррекцией;
  • для профилактики рецидивов и закрепления достигнутых результатов после лечения.

Упражнения позволяют ребенку достичь положительных изменений даже при неправильном прикусе. Эффективность гимнастики зависит от многих параметров, но ключевыми являются 2 из них: тщательный контроль за правильным исполнением рекомендаций и регулярность тренировок.

Гимнастические упражнения подбирает врач после осмотра полости рта и проведения определенных исследований. Учитывая, что исправление прикуса производится преимущественно в детском возрасте, все задания должны быть простыми и понятными. В противном случае, эффективность коррекции снижается.

Тренировка может проходить с использованием детьми определенных приспособлений либо без них. При дисфункции мышц и ВНЧС могут применяться вспомогательные аппараты: стабилизатор Ноя, амортизатор Роджерса и Шане, диск Фриеля, активатор Дасса. В результате проведения тренировок ребенку удается достигнуть отличных результатов, в числе которых:

  • нормализация функций мышечного аппарата языка и круговых мышц рта;
  • восстановление тонуса лицевой мускулатуры;
  • стабилизация функционирования тканей ВНЧС;
  • коррекция работы мышц, активизирующих движение нижней челюсти.

Действенные упражнения из миогимнастики

При дисфункции ВНЧС происходит снижение высоты прикуса. В данном случае показаны упражнения, выдвигающие нижнюю челюсть.

  1. В положении стоя необходимо отвести плечи и руки назад, голову приподнять чуть вверх и медленно выдвинуть нижнюю челюсть вперед. В таком состоянии нужно пробыть 20-25 секунд, затем постепенно расслабиться. Упражнение повторяют 10-15 раз за один подход.
  2. Нижнюю челюсть следует выдвигать до сближения краев резцов. Такое положение сохраняется в течение 10 секунд. Упражнения необходимо повторять по 5 раз в три подхода с перерывом не более 1 минуты.

Мы расскажем вам про основные упражнения, но точную методику их выполнения и количество подходов должен определить именно врач! Чаще всего рекомендуют проводить миогимнастику 2-3 раза в сутки, контролируя правильность выполнения перед зеркалом.

Коррекция глубокого прикуса у детей производится также с применением гимнастических упражнений для нижней челюсти. В ортодонтии разработано множество способов. Предлагаем вашему вниманию самые действенные и легкие в исполнении.

  1. Необходимо принять положение стоя. Спина и плечи должны быть ровными, шея расслаблена. Заведите руки немного назад, а подбородок приподнимите. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, чтобы передние нижние зубы установились впереди верхних. Повторите упражнения 15 раз.
  2. Очень эффективную методику для исправления прикуса разработал И.С. Рубинов несколько десятилетий назад. В ортодонтии этот комплекс используется до сих пор. Необходимо в течение 5 минут беспрерывно открывать и закрывать рот, не выдвигая челюсть. Такую гимнастику надо делать не менее 5 раз в сутки.

Открытый прикус также может быть следствием дисфункции ВНЧС. Для его исправления рекомендуется следующая серия упражнений.

  1. Наденьте на карандаш резиновую трубочку. Начните прикусывать ее верхними зубами. Ортодонтическое упражнение длится около 5 минут, отдыха в течение этого времени не предусмотрено.
  2. Прижмите пальцы к щекам в области коренных зубов. Начните сжимать верхние и нижние челюсти, напрягая жевательную мускулатуру. Прекратить упражнение можно только при ощущении усталости мышц.
  3. Поместите пальцы в рот, приложив их к нижним зубам. Попробуйте поднимать нижнюю челюсть, создавая сопротивление. Не прекращайте гимнастику, пока жевательные мышцы не устанут.

Исправление косого прикуса производится с использованием всего одного упражнения. Для его выполнения необходимо широко открыть рот и переместить нижнюю челюсть в сторону неправильного смыкания зубов.

При дисфункции круговой мышцы рта наблюдается неправильное смыкание губ. Нарушение корректируется гимнастическим комплексом.

  1. Сильно сожмите губы, сделайте вдох носом и раздуйте щеки. Надавите на них руками, чтобы вышел воздух. При этом нельзя разжимать губы.
  2. Наберите воздух под нижнюю губу, затем – под верхнюю. Повторяйте чередование в течение 7 минут.
  3. Вытяните губы и зафиксируйте положение в течение минуты. Затем растяните их в широкой улыбке. Повторяйте упражнения по 7-10 минут.

Используя перечисленные комплексы, можно добиться эффективного исправления прикуса и нормализации функций ВНЧС. Быстрого результата ждать не нужно, гимнастика принесет плоды лишь при условии регулярного выполнения упражнений в течение достаточно длительного времени.

Предлагаем вашему вниманию очень полезное видео, в котором вы наглядно увидите, как правильно делать несколько упражнений из миогимнастики. Все упражнения выполняются детьми, и вы сможете убедиться, что ничего сложного в них нет.

Как повысить эффективность упражнений?

У детей с одинаковыми ортодонтическими нарушениями может наблюдаться разная результативность после выполнения гимнастики. Это происходит не вследствие индивидуальных особенностей организма, а ввиду несоблюдения важных рекомендаций. Чтобы максимизировать эффективность миотерапии, вы должны запомнить 5 базовых правил.

  1. Постоянное увеличение продолжительности и скорости мышечных сокращений.
  2. Сокращение мышц с максимальной амплитудой.
  3. Выполнение гимнастических комплексов до появления чувства усталости.
  4. Наличие перерывов между сокращениями мышц.
  5. Выполнение упражнений в строго определенное время и обязательно – ежедневно.

Правильное и регулярное выполнение миогимнастики приводит к результативному исправлению прикуса и устранению дисфункции ВНЧС у детей в возрасте от 4 до 7 лет. Взрослым придется использовать более сложные методы ортодонтической коррекции.

Для исправления любой дисфункции приходится прикладывать определенные усилия. Несмотря на то, что в ортодонтии существует много разных способов лечения, врачи рекомендуют предпринимать профилактические меры по недопущению развития патологий. Для предотвращения появления дисфункции важно вовремя обратиться за консультацией. О распространенных причинах возникновения нарушений вам расскажет в заключительном видео врач-стоматолог.

Неправильный прикус: Упражнения, которые помогут

Исправить неправильный прикус поможет миогимнастика. Это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь.

У детей неправильный прикус часто сопровождается функциональными нарушениями мышц челюстно-лицевой области. Для качественного жевания, глотания, дыхания и речи мышцы лица и ротовой полости должны находиться в равновесии. Например, ротовое дыхание вынуждает ребенка постоянно держать рот открытым. Это приводит к перенапряжению жевательных мышц и к сужению челюстей и неправильному прикусу. Или при повышенной активности мимических мышц нарушается глотание. В результате у ребенка наблюдается щель между верхними и нижними передними зубами, а отсюда и нарушение речи. Это лишь немногие примеры, показывающие, как в нашем организме все взаимосвязано.

Читать еще:  Белая блямба на языке у ребенка

Неправильный прикус у детей: Миогимнастика для исправления

Для работы с мышцами, помимо ортодонтических аппаратов, врачи прибегают к миогимнастике, лечебный принцип которой состоит в тренировке мышц лица, способствующей их правильному функционированию. Нарушения в челюстно-лицевой области затрагивают мышцы шеи и спины, что в конечном счете приводит к нарушениям осанки и плоскостопию у ребенка. Часто на помощь ортодонту приходят логопеды и остеопаты. Такой комплексный подход позволяет справиться с проблемой и восстановить мышечное равновесие челюстно-лицевой области и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Открытый рот

Укрепляем круговую мышцу рта. Упражнение назначается при постоянном открытом рте у ребенка, при ротовом дыхании и при несмыкании губ, выступании верхних передних зубов из-под губы.

  • Пуговица. Большую плоскую пластмассовую пуговицу горизонтально положить между губами и удерживать ее сначала в течение 1 минуты, затем до 3-5 минут.
  • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 8–10 см и удерживать ее в горизонтальном положении. Затем положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.
  • Воздух. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
  • Щеки. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Дистальный прикус

Выдвигаем нижнюю челюсть вперед при дистальном прикусе, т.е. когда нижняя челюсть и подбородок сдвинуты назад и имеется щель между верхней и нижней челюстью.

  • Выдвинуть и удержать. Нижнюю че­люсть медленно выдвигать до тех пор, пока режу­щие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удер­живать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение, постепенно увеличивать вре­мя до 60 секунд.
  • Повороты головы. Предыдущее упраж­нение выполнять с поворотом головы сначала впра­во, затем влево. Нагрузка увеличивается при вы­полнении упражнения стоя. Голову слегка запроки­дывают назад, нижнюю челюсть медленно выдви­гают вперед до тех пор, пока нижние резцы устано­вятся впереди верхних.
  • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 6–12 см и удерживать ее в горизонталь­ном положении. Положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.

Открытый прикус

Открытый прикус, при котором не смыкаются верхние и нижние передние зубы.

  • Давление. Губы сомкнуты, зубы сжаты. Усилить давление на зубы сокращением жеватель­ных мышц./Сопротивление. Открыть рот, располо­жить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук.
  • Деревянная палочка. На деревянную палочку надеть резиновую трубку, проложить ее между боковыми зубами и удерживать в таком по­ложении. Сжимать и разжимать зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Смещение нижней челюсти

При смещении нижней челюсти в сторону и видимой асимметрии лица у ребенка.

  • Удержание. Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное поло­жение, сомкнуть зубы и удерживать в этом поло­жении нижнюю челюсть 5 секунд, затем 10 секунд, 20 секунд и так до 60.

Глубокий прикус

При глубоком прикусе, когда нижние резцы почти не видны.

  • Удержание. Нижнюю челюсть медлен­но выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних, в таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное по­ложение.
  • Деревянная палочка. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладыва­ют между передними зубами, сжимают и разжима­ют зубы.

Выдающаяся нижняя челюсть

Когда у ребенка нижняя челюсть выступает вперед.

  • Давление. Кончиком языка давить на внутреннюю поверхности верхних передних зубов до ус­талости мышц (3–5 мин.)
  • Удержание. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
  • Зуб на зуб. Открыть рот, медленно зак­рывать его, смещая нижнюю челюсть назад и уста­навливая передние зубы в краевом смыкании. Ниж­нюю челюсть удерживать в этом положении 4 –8 секунд.

Чтобы добиться необходимого результата, все упражнения следует выполнять регулярно 2 раза в день по 10–15 раз. Без консультации ортодонта к самостоятельному выполнению упражнений приступать не стоит, чтобы не наделать ошибок и не разочароваться в зря потраченном времени.

Миогимнастика – это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь. Ежедневные упражнения, особенно если они проходят в игровой форме, дают родителям шанс провести еще больше времени со своим ребенком, сближая обоих. А ребенок, увидев результат через пару месяцев, поймет, что его старания не прошли даром, и вы вместе отпразднуете его большую победу. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как исправить прикус с помощью упражнений?

Когда родители сталкиваются с проблемой неправильного прикуса у ребенка, многим из них на ум сразу же приходит ортодонтическое лечение. Вместе с тем, упражнения в исправлении прикуса могут помочь ничуть не хуже ортодонтических методов. Что это за упражнения и когда они показаны?

Чем поможет миотерапия?

Лечебная физкультура для мышц, окружающих полость рта, называется миотерапией. Миотерапия – эффективный метод лечения в ортодонтии. Упражнения выполняются с целью нормализации работы мышц, тренируют правильное положение губ и языка. Подробнее о других методах лечения неправильного прикуса.

Метод основывается на соблюдении миодинамического равновесия – сила мышц в полости рта и вне её должны быть приблизительно одинаковыми. Если эта гармония соблюдена, то челюсти растут и развиваются правильно. Если же миодинамическое равновесие нарушено, мышцы провоцируют развитие зубочелюстно-лицевых аномалий.

Нарушения в работе мышц возникают как результат вредных привычек:

  • сосания губ, языка, пальца, бытовых предметов;
  • неправильного прокладывании языка;
  • инфантильного типа глотания;
  • ротового дыхания;
  • нарушения жевания или речи.

Существует два способа лечения с помощью миотерапии:

  • В домашних условиях при помощи членов семьи, которые обучились упражнениям у лечащего врача-ортодонта и могут самостоятельно заниматься с ребёнком. Недостатком лечения является отсутствие возможности контролировать регулярность и правильность лечебной физкультуры.
  • Лечение в поликлинике или детском саду при помощи медсестры или ассистента. Для этого формируется группа детей с одинаковыми аномалиями зубов или факторами риска их возникновения. Проводятся ежедневные занятия упражнениями с детками.

Комплекс упражнений для исправления прикуса

Необходимую миотерапию ребёнку может назначать только ортодонт, после тщательного осмотра, сбора анамнеза и постановки диагноза. Лечение назначается деткам с 2,5 лет при наличии факторов риска развития заболеваний, небольших аномалий или как дополнительную терапию при аппаратурном методе лечения.

Упражнения для круговой мышцы рта

Для тренировки круговой мышцы рта и дыхательной мускулатуры можно применять упражнения в виде игры на духовых музыкальных инструментах, проводить выдувание мыльных пузырей или бульканье в воду через трубочку, соломинку.

Читать еще:  Режется зуб у ребенка

При наличии у ребёнка ротового типа дыхания необходимо обратится на консультацию к отоларингологу. Возможно необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. После этого можно проводить упражнения:

  1. Удерживать губами лист бумаги или карту в горизонтальном положении и дышать носом.
  2. Плотно зажимать губами линейку и со временем нагружать её.
  3. Упражнение по Rogers: выдвигать нижнюю челюсть вперёд и вверх, нижними зубами прикусывать верхнюю губу. Находится в таком положении несколько минут.
  4. Применять вестибулярную пластинку или губной активатор и проводить упражнения: аппарат вставить между зубами и проводить лёгкие движения открывания и закрывания рта.
  5. Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор или хоботок.
  6. Сомкнуть губы, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
  7. С усилием выдувать воздушную струю.
  8. Соединяют две пуговицы шнуром, одну ребёнок захватывает губами, вторую берёт в руку и натягивает шнур. Упражнение повторяет 10 раз.
  9. Проводить массаж верхней и нижней губы.

Упражнения для языка

После окончания грудного вскармливания у деток изменяется тип глотания. Если же по таким-то причинам он не перестраивается, то такое состояние провоцирует возникновения неправильного прикуса. При прокладывании языка между зубами для миогимнастики используют специальные пластинки с заслонкой для языка.

  1. Цоканье языком.
  2. Ребёнок проглаживает языком твёрдое и мягкое нёбо по середине, затем проглатывает слюну при положении языка на складках твёрдого нёба.
  3. Проводить языком от твёрдого нёба к мягкому и совершить глотательное движение.
  4. Пересчитывать языком зубы с нёбной стороны.

Упражнения необходимо проводить 2 раза в день на протяжении 2-3 месяцев до полного восстановления смыкания губ и носового дыхания. При необходимости курс лечения можно повторить через 3 месяца.

Дополнительные рекомендации

  • Для тренировки дыхания полезно зажимать или заклеивать поочерёдно одну ноздрю;
  • Для тренировки щёчной мышцы рекомендуют набрать в рот воды и удерживать пару минут;
  • При неправильном наклоне одного или нескольких зубов – проводить давление на зубы кончиком языка в течение 2-3 минут несколько раз в день.

Проведения миогимнастических упражнений способствует нормализации работы мышц в челюстно-лицевой области, нормальному развитию прикуса и предупреждает развитие аномалий.

Лиана Мохтари, стоматолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

4 этапа формирования прикуса и методы исправления прикуса у детей

Если стало заметно, что у вашего малыша зубы растут неровно, то это означает, что необходимо проконсультироваться у врача-ортодонта, исправление прикуса у детей его работа. Врач поможет определить аномалию прикуса и, при необходимости, её исправить.

Исправление прикуса у детей — с какого возраста можно обращаться к врачу и начинать лечение

Впервые показать своего ребенка врачу-ортодонту можно уже в 3 года. Это поможет своевременно диагностировать формирование неправильного прикуса и принять необходимые меры для его коррекции. А неправильный прикус может развиться даже от таких, вроде бы безобидных привычек, как сосание нижней губы или большого пальца.

Но обращение к врачу еще не означает, что сразу же будет назначено ортодонтическое лечение. Это решит уже сам врач, исходя из индивидуальной ситуации.

Методы исправления прикуса у детей

Способы исправления прикуса у детей бывают безаппаратурные, аппаратурные (ортодонтические), хирургические и комплексные.

Безаппаратурный

Этот метод подразумевает исправление прикуса у детей без брекетов. При лечении некоторых патологий вполне можно обойтись без применения ортодонтических аппаратов. При условии, если это происходит в раннем возрасте. Безаппаратурный метод коррекции прикуса включает в себя следующие процедуры:

  • Избавление от вредных привычек. К ним относятся неправильное глотание, сосание пальцев и различных предметов (ручек, сосок и т.д.);
  • Общая коррекция осанки;
  • У молочных зубов можно провести пришлифовывание бугров;
  • При наличии кариеса – его своевременное лечение;
  • Массаж десен. Делается в период прорезывания зубов и корректирует направление их роста;
  • Устранение всех препятствий для дыхания носом. В числе таких препятствий может быть хронический ринит, искривление носовой перегородки, аденоиды;
  • Миотерапия.

Миотерапия – это специальные упражнения для исправления прикуса у детей. Очень важна систематичность их выполнения. Положительный эффект от миотерапии может быть у детей от 3 до 6 лет, пока у них так называемый временный прикус. Суть упражнений состоит в тренировке мышц дна ротовой полости, а также мышц мимических и жевательных. Тренировки восстанавливают тонус этих мышц, требуемый для их нормального функционирования. Этим обеспечивается развитие и рост челюстей, а также создаются условия для того, чтобы постоянные зуб прорезывались правильно. У детей старше 6 лет миотерапия служит вспомогательным средством и сочетается с другими методами (комплексным и аппаратурным).

Ортодонтический (он же аппаратурный) метод

Это самый распространенный метод коррекции зубочелюстных дефектов и применяется он в большинстве случаев. Во время формирования у детей после 6 лет постоянного прикуса используются разного рода ортодонтические аппараты, которые и дали название методу. Ортодонтический аппарат для исправления прикуса у детей может выполнять самые различные задачи. В их число входит:

  • Стимулирование роста зубов;
  • В случае чрезмерного развития рост зубов может сдерживаться;
  • Коррекция формы челюсти;
  • Если зуб неправильно расположен, ортодонтический аппарат может его переместить.

Чтобы исправить прикус, применяется техника брекетов, пластинки и ортодонтические трейнеры. Все исправляющие положение зубов устройства делятся на 2 группы: съемные и несъемные.

Съемное приспособление для исправления прикуса у детей – это пластмассовая пластинка, монтируемая на челюсть. Изготавливается она в лаборатории, по заранее сделанному индивидуальному слепку. На зубах пластинку удерживают проволочные крючки. Такой аппарат легко снимается для того, чтобы почистить зубы либо для приема пищи.

Для криво растущих зубов съемный аппарат дополняется специальными приспособлениями, чье назначение – оказывать на зуб направленное силовое воздействие. К такому аппарату требуется определенная адаптация, которая занимает о 2 до 3 недель.

Преимущество съемных аппаратов заключается в том, что сила их воздействия относительно небольшая. Также они не препятствуют гигиеническим процедурам ротовой полости. Эти два фактора делают съемные устройства очень удобными для того, чтобы выполнить выравнивание прикуса у детей. Такой метод лечения более продолжителен по времени, зато закрепление результатов происходит быстрее.

Что касается несъемных ортодонтических устройств, то в основном – они все стандартные. Несъемный аппарат развивает намного более значительную силу воздействия, чем съемный, что даже может доставлять болезненные ощущения. Зато время, которое занимает лечение этим типом устройств, намного меньше. Из недостатков можно отметить затруднение гигиенических процедур. Если лечение проходит в детском возрасте, то накапливаемый зубной налет представляет особую опасность. Дело в том, что в этом возрасте зубная эмаль еще находится в процессе созревания.

Читать еще:  Аппликационная анестезия для детей в стоматологии

В последнее время конструкция несъемных ортодонтических аппаратов претерпела значительные изменения. Так появились современные брекет-системы и эджуайс-техники. Эти технологии сегодня применяются во многих развитых странах мира ввиду своей высокой эффективности.

Комплексный метод

Комплексное лечение подразумевает объединение двух других методов – аппаратурного и метода хирургического вмешательства. Основной возраст, когда применяется этот метод – от 6 до 12 лет. Комплексное лечение применяется в тех случаях, когда зубочелюстные дефекты очень сильно выражены. Обычно эти дефекты связаны с нарушениями прорезывания зубов и их размеров.

Этапы формирования прикуса

Прикус формируется в несколько этапов. Это прикус молочный, ранний сменный, поздний сменный и постоянный.

Молочный прикус

Начинается с того момента, как прорезывается первый резец (это примерно 6 месяцев). Продолжается период до тех пор, пока не начнется смена зубов (это 6-7 лет.). В течение этого времени нормой считается глубокий прикус. Для нижней челюсти характерен сниженный вертикальный размер, а находится она в заднем положении.

Что можно считать отклонениями. Это:

  • Перекрестный прикус. Вследствие сужения верхней челюсти нижняя челюсть смещается. В результате наблюдается несовпадение центральных линий челюстей;
  • Открытый прикус. Бывает вызван постоянным сосанием. Это может быть соска, палец, ручки, карандаши и другие предметы. В результате жевательная мускулатура теряет тонус;
  • Мезиальный прикус. Нарушается рост любой из челюстей и в результате нижняя челюсть находится в переднем положении.

Если родители заметили эти отклонения, нужно обязательно показать ребенка ортодонту. В случае мезиального или открытого прикуса к врачу можно обращаться уже в трехлетнем возрасте.

Если у молочных зубов наблюдается незначительная скученность, то патологией это не является и вмешательства никакого не требует.

В период молочного прикуса коррекция практически невозможна, так как невозможно заставить ребенка носить пластинки, трейнеры и тому подобные приспособления.

Ранний сменный прикус (от 6 до 9 лет)

Этот период начинается сразу после того, как выпадет первый центральный резец (нижний). В этом возрасте передние молочные зубы должны быть с промежутками, так как свой размер они не изменяют, а челюсти растут. Челюсти должны быть готовы к постоянному прикусу, когда размер зубов намного больше.

Для этого периода характерен ряд аномалий.

Скученность нижних резцов. Если нижние резцы расположены очень тесно, это означает, что зачатки постоянных зубов находятся в язычном положении. При дальнейшем прорезывании язык будет выталкивать зубы вперед, тем самым уменьшая их скученность. Так как в 6-9 лет происходит активный рост ребенка, нижняя челюсть также растет. Соответственно, проблема скученности может быть решена сама собой.

Следует обратить внимание на то, что расширение нижней челюсти невозможно. Дело в том, что между половинками этой челюсти находится костный шов, который в возрасте 1 года полностью закрывается. Поэтому все расширяющие аппараты, предназначенные для нижней челюсти, не имеют скелетного эффекта, только зубоальвеолярный. Это означает, что “расширяющая” пластинка на нижней челюсти предназначена только для того, чтобы наклонить зубы в стороны. Причем этот наклон не всегда является стабильным.

В этом возрасте отклонения от нормы могут быть в сторону дистального прикуса или прикуса мезиального. Дистальный прикус характеризуется отставанием в росте нижней челюсти. При мезиальном прикусе нижние зубы расположены спереди верхних. Это если смотреть по горизонтали. А по вертикали прикус может быть открытым или глубоким. Открытый прикус в большинстве случаев продолжается еще с молочного периода. Если же он появляется впервые, то его причинами могут быть различные нарушения носового дыхания или привычка что-либо сосать. Что касается глубокого прикуса, то в этом возрасте он не страшен.

Скученность верхних резцов. К врачу-ортодонту стоит обращаться после прорезывания второго верхнего резца. Для второго резца зубной ряд должен располагать достаточным количеством места. В противном случае должна быть проведен диагностика, которая установит причину произошедшего. Затем принимаются необходимые меры.

Лечение проводимое в этом периоде называют ранним лечением. Задача, стоящая перед таким лечением – это оперативное разрешение скелетных проблем. Кроме того, должны быть созданы предпосылки для того, чтобы зубочелюстная система развивалась в дальнейшем самостоятельно и в правильном направлении.

В большинстве случаев для коррекции в раннем периоде используются несъемные аппараты.

Поздний сменный прикус (от 9 до 13 лет)

Этот период характеризуется заменой боковых зубов. Также в этом возрасте проявляются тенденции дальнейшего формирования прикуса. Раннее лечение проводить уже поздно, а полное – еще рано. Самая оптимальная стратегия в это время – ожидание того, когда прорежутся все 28 постоянных зубов. Почему 28, а не 32? Это без зубов мудрости, которые еще только начинают появляться.

Неправильный прикус у детей – лечение в фазе полного прикуса может быть разным. Можно использовать функциональные аппараты, такие, как Твин-блок. Также возможно применение частичных брекет-систем.

Как следует из публикаций в специализированных западных журналах, двухэтапное лечение в этом периоде вовсе не обладает преимуществами перед лечением в периоде постоянного прикуса (полным ортодонтическим). Дело в том, что конец позднего периода характеризуется пубертатным скачком, который сопровождается значительным ростом. Соответственно, появление рецидива практически неизбежно! Кроме того, на стыке периодов позднего и постоянного прикуса “просыпаются” зубы мудрости. Это еще один довод в пользу того, что ранее лечение будет нецелесообразным.

Постоянный прикус (от 13 лет)

В этом периоде прорезываются полностью все 28 зубов. Из-за некоторых факторов эволюции, все 32 зуба наши челюсти сразу вместить не в состоянии. Невидимое воздействие зубов мудрости начинается с 13-15 лет. Полностью же они прорезываются к 20-24 годам.

Растущий зуб мудрости сдвигает зубы, которые стоят впереди. Соответственно, появляется скученность. Получается, что если в предыдущие периоды было достигнуто какое-то выравнивание зубов, то во время постоянного прикуса этот результат может быть потерян. Это непременно произойдет, если для зубов мудрости просто нет места. Пространственное положение челюсти находится под сильным влиянием зубов мудрости. В конечном итоге все это может привести к весьма значительным нарушениям функциональности зубочелюстной системы. Так что, с зубами мудрости придется попрощаться, иначе полное ортодонтическое лечение будет просто невозможно.

Соответственно, самое оптимальное время для полного ортодонтического лечения – это период постоянного прикуса, когда зубы мудрости уже удалены.

Используемые источники:

  • Атлас рентгенограмм зубов и челюстей в норме и патологии. — М.: Медицина
  • Millett DT, Cunningham SJ, O’Brien KD, Benson PE, de Oliveira CM (February 2018). «Orthodontic treatment for deep bite and retroclined upper front teeth in children». The Cochrane Database of Systematic Reviews.
  • Уидмера, Р. Справочник по детской стоматологии / Под редакцией А. Камерона, Р. Уидмера. — М.: МЕДпресс-информ

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector